Меню KDT

logo.png?_=2?_=1

"Средняя общеобразовательная школа-лицей №20" государственного учреждения "Отдел образования города Актобе"


8 (7132) 73-09-31 приемная
         8 (7132) 73-09-30 вахта
         8 (7132) 73-09-29 бухгалтерия
         8 (7132) 73-09-28 психолог

Профориентация

Анализ профориентационной работы
в КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей № 20»
ГУ «Отдел образования г.Актобе»
за 2022-2023 учебный год

    Одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе является профессиональное воспитание. Целенаправленная профориентационная работа с учащимися имеет   большое государственное значение, и школа ставит перед собой   цель   развивать   личность учащихся, поддерживать   творческие   устремления   учеников, их   индивидуальную   деятельность. Содержание профориентационной работы реализовалась через учебную и внеучебную деятельность.

       Профессиональная ориентация и психологическая поддержка учащихся в КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей № 20» ГУ «Отдел образования г.Актобе» регулировалась соответствующими правовыми документами:

  • Конституция Республики Казахстан;
  • Закон РК «Об образовании»;
  •  «О правах ребенка в Республике Казахстан»,
  •    Конвенция ООН «О правах ребенка»,
  •   «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»,
  •   «О браке и семье»,
  •   «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждения детской беспризорности и безнадзорности»,
  •   «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан».

                             Положением и планом профориентационной деятельности учащихся КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей № 20» ГУ «Отдел образования г.Актобе».

В начале 2022-2023 учебного года был составлен план работы на учебный год по профессиональной ориентации учащихся.

        Основными задачами профориентационной работы в школе являлось:

  • к окончанию неполной средней школы сформировать у учащихся готовность к

обоснованному выбору пути получения образования в средних профессиональных, средних специальных учебных заведениях;

  • подготовить учащихся 11-х классах к осознанному выбору профессии;
  • предоставить учащимся сведения о профессиях, в которых нуждается современное общество;
  • информировать учащихся о путях получения профессии;
  • воспитывать уважение к разным видам профессиональной деятельности;      
  • познакомить с профессиями, в которых нуждается город, область.

Профориентационная работа была построена по следующим   направлениям:

  • Методическое
  • Диагностическое
  • Консультативное
  • Информационно – справочное
  • Организационное
  • Взаимодействие

Методическая работа    

      Основной методической задачей по профориентации являлось оказание практической помощи учителям, классным руководителям, психологам в организации профессиональной работы, вооружение их методическими приёмами, обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей по данной проблеме.

      В работу методического объединения учителей и классных руководителей по

      организации профориентационной деятельности были включены следующие     вопросы:

        - система образования в Казахстане;

        - система профориентационной работы в городе;

        - методика профориентационной работы по возрастным группам;

        -психологическая и социальная обусловленность выбора профессии    старшеклассниками;

        - методические основы профориентации во внеклассной работе.

Диагностическое направление.

       В начальной школе для выявления интересов, учащихся использовалась методика «Карта интересов для младших школьников», позволяющая выявить интересы учащихся к разным профессиональным сферам деятельности человека.

Интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Во время консультирования по результатам данного диагностического мероприятия родителям, классным руководителям, учителям предметникам рекомендовано внимательно отслеживать появление у детей новых интересов и оказывать содействие в организации досуговой деятельности, способствующей их развитию.

Более целенаправленно данное направление воспитательной работы реализовалось в 9, 11-х классах через работу с учащимися и родителями.

Выбор профессии без учета   индивидуальных личностных качеств ведет к более длительной адаптации человека в профессии. Для предупреждения этой проблемы с учащимися 9 -х классов проводилось диагностическое мероприятие по методике Е.А. Климова, позволяющее выявить тип личности и наиболее приемлемые для этого типа сферы   профессиональной деятельности, что дает возможность составить картину о профессиональных склонностях и предпочтениях для каждого учащегося.

На основе полученных данных проводилась индивидуальная просветительская работа.

      С учащимися 9, 11 классов педагогом-психологом     в рамках профориентации проводилась индивидуальная работа. Цель данной работы: оказание помощи учащимся в выявлении их   индивидуальных качеств личности, склонностей к выполнению определенных видов деятельности, определению профессиональных предпочтений

      Основные мотивы, которыми руководствуется выпускник при выборе профессии выглядит следующим образом в порядке убывания их значимости для молодых людей:

            1. Профессия должна соответствовать моим интересам

            2. Хорошая оплата труда

            3. Возможность профессиональной карьеры

            4. Возможность личностного роста

            5. В этой профессии наилучшим образом используются мои способности

            6. Кто-либо из членов семьи имеет такую же профессию.

Учащиеся 9 классов при выборе профессии в основном выбирают технические колледжи; колледж связи, колледж Акниг и колледж АПК по специальности дизайнер, программист, технолог, слесарь.

  Ведущей тенденцией профессиональных намерений выпускников 11-ых классов является получение высшего образования. 

 Для того, чтобы профориентационная работа в школе была эффективной, учащиесяпосещали учебные заведения города, музеи, выставки, ярмарки учебных мест, экскурсии на предприятия города, оформлялись и распространялись буклеты, стенгазеты с тематикой «Моя будущая профессия». Знакомились с профессиями в рамках школьных   творческих объединений по видам деятельности: спортивно – оздоровительная, художественная, военно-патриотическая, музыкальная.

Классными руководителями были проведены: деловые игры, профориентационные лекции и игры, игровые профориентационные упражнения, профориентационные классные часы с подготовкой обучающимися мультимедийных презентаций о профессиях, необходимых выпускнику, городу, области, стране в ближайшее время, выпуск информационных бюллетеней в помощь выпускнику. Оказывалась помощь учащимся в выявлении их индивидуальных качеств личности, склонностей к выполнению определённых видов деятельности, определению профессиональных предпочтений. Были расширены формы информационно - просветительской деятельности по работе с неопределившимися учащимися, родителями.

Психологи школы, классные руководители оказывали индивидуальные, групповые, справочно – профессиональные консультации для учащихся, родителей.

 В течение учебного года учащиеся   встречались с   представителями учреждений профессионального образования   города.

Предварительное трудоустройство  9-х классов за 2022-2023 учебный год

 На конец учебного года в 9абвГ классах количество детей

составляло около 106 учащихся , из них в этом учебном году поступают в колледж – 38; в другую школу – 5; в другой город – 3, в 10 класс -60.

                   Трудоустройство 9-х классов за 2022-2023 уч год в виде таблицы

классы

кол-во

10 класс

колледж

в др школу

в др город

1

24

19

2

2

1

2

26

12

12

0

2

3

29

15

11

3

0

4

27

14

13

0

0

Итого

 

106

60

38

5

3

 

  Предварительное  трудоустройство  11-х классов за 2022-2023 учебный год

На конец учебного года в 11аб классах количество детей

составляло около 44 выпуснкиков, из них поступили:

Трудоустройство 11 аб классов за 2022-2023 уч.г. в виде таблицы

класс

кол-во

в ВУЗ РК

в ВУЗ РФ и др

колледж РК

Колледж РФ и зарубеж

1

11а

29

12

17

2

11б

30

21

7

1

1

итого

 

59

33

24

1

1

Подводя итоги профориентационной работы в школе   можно сделать выводы:

В образовательном учреждении ведется целенаправленная работа по профориентации учащихся КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей № 20» ГУ «Отдел образования г.Актобе» с учетом запроса экономики современного общества.
  1. План профориентационной работы реализован на достаточном уровне.
  2. В организации профориентационной деятельности с учащимися КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей № 20» ГУ «Отдел образования г.Актобе» используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.
  3. Отмечается взаимодействие участников образовательного процесса и специалистов смежных структур в организации профориентационной деятельности с учащимися КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей № 20» ГУ «Отдел образования г.Актобе».
  4. Педагоги, психологи, совместно с классными руководителями создали условия для формирования у учащихся представлений о трудовой деятельности, о человеке и его качествах, о важности правильного выбора профессии.

Предложения:                

    1.Активизировать взаимодействие родителей и педагогов, оказывающих непосредственное влияние на формирование профессионального определения учащихся.
    2.Ориентировать учащихся на выбор профессий, востребованных в нашей области.

 

 

Заместитель директора по ВР                              Мулдашева Р.С.

Послание президента

Блог директора

Директор: Дарибаева Бактылы Базарбаевна

Рухани жаңғыру

Choose Color